ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

И  ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Известный русский психолог Б.Г.Ананьев в монографии «Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания», заметил: «Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Т.е. успешность дальнейшему обучению детей  всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения и письма.

Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им  также естественно, как  дышит и растет. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая  большого  труда, источник бесчисленных неудач и огорчений даже в массовой школе. В школе для учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии  эта проблема стоит еще острее, т.к. речь ребенка с ОВЗ в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение становится возможным  только при условии большой коррекционной работы. Т.е. при обучении школьников с  ОВЗ русскому языку и чтению необходимо, прежде всего, работать над  теми сторонами речи и личности ребенка, воспитание которых обеспечивает общее развитие ученика и, следовательно, обеспечивает успешное его  обучение. Другими словами, надо, в первую очередь,  развивать мышление, память, внимание детей с интеллектуальным недоразвитием и на этом фундаменте строить  изучение грамматики и художественных текстов.

Все педагоги сходятся во мнении, что можно  добиться от  учащихся знания правил русского языка. Каждый учитель проводит многочисленные и разнообразные упражнения по отработке каждого орфографического правила и, тем не менее, письмо учащихся изобилует ошибками, т. к  учащийся с отклонениями в умственном развитии не переносит в свою практическую деятельность знание грамматического правила, особенно, если меняется условие работы.  То есть, учащиеся могут правильно выполнять упражнение на применение того или иного правила, но в диктанте  это правило уже не использует, тем более, в самостоятельных и творческих работах. Знания и умения  по русскому языку учеников с интеллектуальным недоразвитием  очень непрочные и  без постоянного повторения быстро  утрачиваются, они затрудняются в нахождении  в тексте слова на изучаемое правило. Это умение – орфографическую зоркость -  необходимо у них специально вырабатывать.

Учитывая все эти факторы, напрашивается вывод, что одним из средств формирования навыка грамотного письма и беглого чтения в коррекционной  школе  VIII вида  могут быть зрительные диктанты.

Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. ПРИМЕР: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова,  он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы  над оперативной памятью . Решила для коррекционной работы в этом направлении применять методику зрительных диктантов .        

Дети с интеллектуальной недостаточностью  гораздо медленнее и с большим трудом овладевают техникой чтения. В младших классах учащиеся, в основном, читают или вяло, медленно  или очень торопятся. При чтении дети часто ошибаются: не прочитывают окончания, пропускают буквы, читают по догадке, и т.д.  В  старших классах также, читая  новый текст, они обычно затрачивают много времени,  затрудняются в прочтении сложных слов, допускают ошибки, искажающие звуковой состав слова. Это мешает ученикам понимать прочитанное, препятствует приобретению новых знаний, затормаживают общее развитие.

Исходя из этого, А.К.Аксенова в своем учебном пособии «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» (1994) рекомендует для развития оперативной памяти  учащихся школы  VIII  вида  проводить зрительные диктанты. Эта рекомендация не голословна, т.к. данная методика  была апробирована несколькими учителями школ  VIII вида  в различных регионах России и дала хорошие результаты.

Она рекомендует проводить зрительные диктанты в коррекционной школе  VIII вида следующим образом:

  1. зрительные диктанты  выполняются регулярно и на каждом уроке письма (русского языка) в течение 2-3 месяцев. Можно повторять этот прием дважды в течение учебного года;
  2. длительность проведения  зрительного диктанта  на уроках не должна превышать 5 минут;
  3. речевым материалом диктантов является одно  предложение с постоянным увеличением общего количества букв в нем;
  4. на начальном этапе работы объем предложения может составлять 12-14 букв и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв;
  5. предложение прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени экспозиции в начале работы 20-16 секунд, в  конце 12- 18 секунд;
  6. в случае, если ученики  не запоминают содержание предложения, его открывают ещё раз для повторного зрительного  восприятия;
  7. если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, он предлагается им только для нового прочтения, но уже по индивидуальной карточке;
  8. после окончания записи предложения всеми учащимися вновь демонстрируется, и школьники проверяют написанное;
  9. если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке;
  10. речевой материал для зрительного диктанта  подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. Однако,  не следует бояться наличия слов с ещё не знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие и моторное воспроизведение слова может опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
  11. наиболее оптимальными сроками для проведения зрительного диктанта  оказывается 4-5 классы, где осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, и где многие орфограммы к этому времени уже пройдены.               

Усвоение каждого орфографического правила – сложная задача для  школьника с интеллектуальным недоразвитием. Своеобразие его  памяти обусловлено тем, что для запоминания каждого правила ученику  требуется длительное время и большое количество разнообразных упражнений и повторений. Но  особенно затрудняет детей с ОВЗ  самостоятельное использование правил. Правило учащимся, как обычно, применяется лишь по отношению к тем словам, которые используются в качестве примеров при изучении этих правил. Распространения правила на другие слова тех же грамматических форм и категорий осуществляется редко, с большими затруднениями, а в ряде случаев – и неправильно. Это вызывается, прежде всего, тем, что дети с трудом обнаруживают слова, при написании  которых следует применить изученное правило, т.к. не видят в каждом из этих слов специфических особенностей, которые позволяют обобщить их, подвести под одно общее правило.

Учитывая эти недостатки  учащихся с отклонениями в развитии, А.К.Аксенова советует  особое внимание уделять упражнениям, развивающим умение замечать орфограммы в предложении.

 

 ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

И  ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Известный русский психолог Б.Г.Ананьев в монографии «Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания», заметил: «Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Т.е. успешность дальнейшему обучению детей  всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения и письма.

Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им  также естественно, как  дышит и растет. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая  большого  труда, источник бесчисленных неудач и огорчений даже в массовой школе. В школе для учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии  эта проблема стоит еще острее, т.к. речь ребенка с ОВЗ в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение становится возможным  только при условии большой коррекционной работы. Т.е. при обучении школьников с  ОВЗ русскому языку и чтению необходимо, прежде всего, работать над  теми сторонами речи и личности ребенка, воспитание которых обеспечивает общее развитие ученика и, следовательно, обеспечивает успешное его  обучение. Другими словами, надо, в первую очередь,  развивать мышление, память, внимание детей с интеллектуальным недоразвитием и на этом фундаменте строить  изучение грамматики и художественных текстов.

Все педагоги сходятся во мнении, что можно  добиться от  учащихся знания правил русского языка. Каждый учитель проводит многочисленные и разнообразные упражнения по отработке каждого орфографического правила и, тем не менее, письмо учащихся изобилует ошибками, т. к  учащийся с отклонениями в умственном развитии не переносит в свою практическую деятельность знание грамматического правила, особенно, если меняется условие работы.  То есть, учащиеся могут правильно выполнять упражнение на применение того или иного правила, но в диктанте  это правило уже не использует, тем более, в самостоятельных и творческих работах. Знания и умения  по русскому языку учеников с интеллектуальным недоразвитием  очень непрочные и  без постоянного повторения быстро  утрачиваются, они затрудняются в нахождении  в тексте слова на изучаемое правило. Это умение – орфографическую зоркость -  необходимо у них специально вырабатывать.

Учитывая все эти факторы, напрашивается вывод, что одним из средств формирования навыка грамотного письма и беглого чтения в коррекционной  школе  VIII вида  могут быть зрительные диктанты.

Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. ПРИМЕР: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова,  он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы  над оперативной памятью . Решила для коррекционной работы в этом направлении применять методику зрительных диктантов .        

Дети с интеллектуальной недостаточностью  гораздо медленнее и с большим трудом овладевают техникой чтения. В младших классах учащиеся, в основном, читают или вяло, медленно  или очень торопятся. При чтении дети часто ошибаются: не прочитывают окончания, пропускают буквы, читают по догадке, и т.д.  В  старших классах также, читая  новый текст, они обычно затрачивают много времени,  затрудняются в прочтении сложных слов, допускают ошибки, искажающие звуковой состав слова. Это мешает ученикам понимать прочитанное, препятствует приобретению новых знаний, затормаживают общее развитие.

Исходя из этого, А.К.Аксенова в своем учебном пособии «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» (1994) рекомендует для развития оперативной памяти  учащихся школы  VIII  вида  проводить зрительные диктанты. Эта рекомендация не голословна, т.к. данная методика  была апробирована несколькими учителями школ  VIII вида  в различных регионах России и дала хорошие результаты.

Она рекомендует проводить зрительные диктанты в коррекционной школе  VIII вида следующим образом:

  1. зрительные диктанты  выполняются регулярно и на каждом уроке письма (русского языка) в течение 2-3 месяцев. Можно повторять этот прием дважды в течение учебного года;
  2. длительность проведения  зрительного диктанта  на уроках не должна превышать 5 минут;
  3. речевым материалом диктантов является одно  предложение с постоянным увеличением общего количества букв в нем;
  4. на начальном этапе работы объем предложения может составлять 12-14 букв и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв;
  5. предложение прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени экспозиции в начале работы 20-16 секунд, в  конце 12- 18 секунд;
  6. в случае, если ученики  не запоминают содержание предложения, его открывают ещё раз для повторного зрительного  восприятия;
  7. если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, он предлагается им только для нового прочтения, но уже по индивидуальной карточке;
  8. после окончания записи предложения всеми учащимися вновь демонстрируется, и школьники проверяют написанное;
  9. если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке;
  10. речевой материал для зрительного диктанта  подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. Однако,  не следует бояться наличия слов с ещё не знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие и моторное воспроизведение слова может опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
  11. наиболее оптимальными сроками для проведения зрительного диктанта  оказывается 4-5 классы, где осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, и где многие орфограммы к этому времени уже пройдены.               

Усвоение каждого орфографического правила – сложная задача для  школьника с интеллектуальным недоразвитием. Своеобразие его  памяти обусловлено тем, что для запоминания каждого правила ученику  требуется длительное время и большое количество разнообразных упражнений и повторений. Но  особенно затрудняет детей с ОВЗ  самостоятельное использование правил. Правило учащимся, как обычно, применяется лишь по отношению к тем словам, которые используются в качестве примеров при изучении этих правил. Распространения правила на другие слова тех же грамматических форм и категорий осуществляется редко, с большими затруднениями, а в ряде случаев – и неправильно. Это вызывается, прежде всего, тем, что дети с трудом обнаруживают слова, при написании  которых следует применить изученное правило, т.к. не видят в каждом из этих слов специфических особенностей, которые позволяют обобщить их, подвести под одно общее правило.

Учитывая эти недостатки  учащихся с отклонениями в развитии, А.К.Аксенова советует  особое внимание уделять упражнениям, развивающим умение замечать орфограммы в предложении.

 

3 класс

Проведение зрительных диктантов  в 3 классе.

 

Зрительные диктанты состоят из отдельных слов. Слоговая структура слов постепенно усложняется в строго регламентированной последовательности.

Цель проведения зрительных диктантов  в 3-м классе: тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка устойчивости произвольного внимания.

Последовательность усложнения слоговой структуры слов следующая:

1) слова из одного закрытого слога (односложные слова)

  1. с твердыми согласными;
  2. с мягкими согласными;
  3. с мягкой согласной, мягкость которой обозначается буквой «ь»;
  4. со стечением согласных в начале слова;   
  5. со стечением согласных в конце слова;
  6. со стечением согласных в начале слова и мягкой согласной.

2) слова из 2-х слогов (2-х сложные слова)

  1. оба слога открытые, все согласные твердые;
  2. один слог открытый, другой закрытый, все согласные твердые;
  3. первый слог закрытый, второй - открытый все согласные твердые;  
  4. первый слог открытый с гласным 2 ряда, второй открытый или закрытый;
  5. один слог открытый, другой слог закрытый, в одном из слогов мягкая согласная,
  6. оба слога открытые с мягкими согласными,
  7. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные твердые
  8. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные  мягкие. 
  9. Оба слога закрытые.

3) слова из трех слогов (трехсложные слова).   Все слоги открытые.

Количество слов для предъявления на одном уроке подбирает сам учитель в зависимости от состава класса так, чтобы проведение зрительного диктанта не занимало более  5 мин. урока. В 3 классе в зрительный диктант включаются только слова, написание которых не расходится с их произношением. Желательно при одном предъявлении слов группы 1-1, 1-3, 1-4,2-1 брать слова, отличающиеся друг от друга одной буквой. Например: предъявлять слова на одном уроке в следующем порядке:
МАК-РАК-ЛАК-БАК

СТУЛ-СТОЛ-СТОН.

Этот прием хорошо активизирует внимание и смысловую память учащихся. Слова для зрительного диктанта  в 3 классе должны быть написаны на отдельных карточках печатным шрифтом. Высота букв - не более 3 см. По усмотрению учителя гласные буквы можно выделить красным цветом.

 

4 класс

 Проведение зрительных диктантов  в 4 классе.

Первые 4 недели зрительные диктанты в 4 классе состоят из отдельных слов, как и в 3 классе. Работа проводится аналогично, но на более сложном речевом материале. Начиная с 5 учебной недели 1 четверти, для зрительных диктантов берутся предложения.

Цель проведения зрительных диктантов  в 4 классе -  тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка оперативной памяти учащихся, увеличения объема и устойчивости внимания. Последовательность усложнения слоговой структуры слогов следующая:

1) слова односложные

  1. со стечением согласных  в начале слова
  2. со стечением согласных в конце слова
  3. со стечением согласных в начале и в конце слова и с «ь» в конце слова.

2) слова двусложные

  1. один слог открытый, другой закрытый, в одном из слов мягкий согласный, мягкость которого обозначается гласной 2 ряда.
  2. оба слога закрытые, стечение согласных на стыке слогов.
  3. оба слога открытые, стечение согласных в начале слова, возможны мягкие согласные
  4. два стечения согласных в одном слове.
  5. один слог открытый, другой – закрытый, мягкий согласный  в 1 слоге, мягкость  обозначается буквой «ь»
  6. слова с разделительным «ь»
  7. два стечения согласных в слове и наличие дополнительной  трудности, например «ь»

3) слова трехсложные, подчиняющиеся фонетическому принципу.

По мере изучения правил правописания в зрительные диктанты  можно вводить слова на пройденные случаи. При изучении грамматических тем слова различных видов соответственно цели урока.

По мере становления навыка можно вводить трудные случаи фонетически правильного письма, требующие привлечения внимания к зрительному образу слова. Это могут быть слова с разделительным «ь», с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, и т.д.

Количество предъявляемых на одном уроке предложений  зависит от состава класса. Предложения зрительного диктанта  в  4 классе вводится с учетом усложнения его синтаксической структуры. Работа начинается с простого предложения и постепенно усложняется в такой последовательности:  

  1. простое нераспрастроненное предложение.
  2. простое предложение с одним второстепенным членом.
  3. простое предложение, распространенное одним второстепенным членом с предлогом
  4. простое предложение, распространенное  двумя второстепенными членами
  5. простое предложение, распространенное  двумя второстепенными членами, одно из них с предлогом.

Необходимо оценивать зрительные диктанты  ежедневно. Для этого надо в классе оформить «Экран оценок по зрительному диктанту». На нем отмечается дата проведения зрительного диктанта  и оценка каждому ученику. Ребят это дисциплинирует, поддерживает постоянный интерес к этому виду работы. Кроме того, на экране сразу будет видно, как ребята справляются со зрительным диктантом. Экран с точностью день ото дня покажет, на каком этапе работы возникли затруднения. Естественно, учитель не оставить без внимания тот факт, что некоторые учащиеся стали получать по зрительному диктанту только «2» и выяснит причину. Потом уже с учетом этих причин будет строить дальнейшую работу. Т.о. зрительные диктанты помогут учителю лучше выяснить, кто из учащихся нуждается в индивидуальном подходе на уроках.                       

Зрительный диктант  как вид работы полезно применять в коррекционной школе для детей с ОВЗ  с целью  развития оперативной, смысловой, зрительной памяти учащихся, а в конечном счете - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографически грамотного письма. Зрительные диктанты  позволяют развивать орфографическую зоркость, навык фонематического анализа, самоконтроль.

Зрительный диктант как вид работы отвечает коррекционной направленности обучения в школе VIII вида, т.к. требует от учащихся выполнения операций запоминаний, анализа и синтеза на уровне звука и буквы, слова и предложения.

 

Приложение №1. Тесты, 5 класс

Приложение №1

 

ТЕКСТЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА ДЛЯ 5 КЛАССА

Текст  зрительного диктанта

Количество секунд 


орфограммы

Идёт дождь.  

Падает снег. 

(20 сек.)

(20 сек)

 

Небо   хмурое.

Не поют птицы.

(19 сек.)

(19  сек.)

 

Опустели поля.

Алёша заболел.

(19 сек.)

(19 сек.)

 

Здравствуй, Люба ! 

До свиданья, Маша! 

(19  сек.)

(18  сек.)

 

Миша ест творог.

Трещат   морозы. 

(18 сек.)

 (18  сек.)

 

9 Мая – день Победы.

Отряд идёт на юг.

(18  сек.)

(18  сек.)

 

В подъезде чисто.

Владимир пьёт чай.

(17   сек.)

(17  сек.)

 

Ира готовит салат.

Сегодня идёт снег.

(17  сек.)

(17  сек.)

 

Подул резкий ветер.

Начались каникулы. 

(17  сек.)

(17  сек.)

 

Ракета летит в космос.

У верблюда есть  горб.

(16  сек.)

(16  сек.)

 

Природу надо беречь.

Игорь читает сказку.

(16  сек.)

(16  сек.)

 

Человеку нужна свобода.

Матрос носит тельняшку. 

(15  сек.)

 (15 сек.)

 

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья. 

(15  сек.)

(15  сек.)

 

Пролетело жаркое лето.

Без  воды цветы завянут.

(15   сек.)

(15  сек.)

 

Благодарю за подарок. 

Картон- плотная бумага.

(15   сек.)

(15   сек.)

 

Бельё сохнет на веревке.

Федя решал у доски задачу.

(15   сек.)

 (14   сек.)

 

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

(14   сек.)

(14   сек.)

 

В лесу собирают землянику.

За деревней тянется овраг.

(14   сек.)

(14   сек.)

 

Идёт урок естествознания.

Новые ботинки очень тёплые.

(13  сек.)

(13  сек.)

 

Зимой река покрывается льдом.

Машину заправляют бензином. 

(13  сек.)

(13  сек.)

 

Идёт снежок.

(13  сек.)    

№1

Мы любим наш город.

(13  сек.)

№2

Бабушка печёт пирог.

(13  сек.)  

№ 1, 2

У Андрея чистая тетрадь.

(13  сек.)

№ 9,12

Помогай своему товарищу.

(12 сек.) 

 № 6,13

Быть здоровым очень важно.

(12 сек.)  

№1,12

Вода в море солёная.

(12  сек.) 

№1,14

Началась большая перемена.

(12  сек.)  

№ 6,12

Москва – столица нашей Родины.

(12 сек)

№ 1,9

Дети ходили в  лес за грибами. 

(12  сек.)

№1,14

В мастерской стоят верстаки .

(12 сек )

№ 1,14

Надо быть честным и правдивым.

(11 сек)

№ 1,11

Летом наша семья жила на Волге.

(11 сек)

№ 3,9,4

Мы читали интересный рассказ.

(11 сек)

№ 1, 5

Учитель ведёт урок географии.

(11 сек) 

№1,12

Поля запорошило  белым снегом.

(11 сек)

№ 1,9

Небо покрылось серыми тучами.

(11 сек)

№ 6,12

Землю согрело тёплое солнышко. 

(11 сек)

№1

Ласково грело весеннее солнце.

(11 сек)

№ 5,11

У меня есть коллекция открыток.

(10 сек)

№11,12,1

Долото и стамеска – инструменты.

(10 сек)

№14

По ветке яблони ползёт гусеница.

(10 сек)

№1,14

На ветке сидела маленькая птичка.

(10 сек)

№1,12,7

На стройку привезли рамы и двери.

(10 сек)

№1,14

Аня любит  гулять по берёзовой роще.

(10 сек)

№9,12,14

Шофёр налил в бак автобуса бензин.

(10 сек)

№ 1,14

Узкая тропинка привела к беседке. 

(10 сек)

№2,1,14

Светлана купила килограмм сахара.

(10 сек) 

№ 5,9

Ласточка свила гнездо под крышей.

(10 сек)

№1,714

В воскресенье охотники пошли в лес.

(10 сек)

№1,3,14

Дети пьют чай с малиновым вареньем. 

(10 сек)

№3,1,14

Гусеницы объедают листья с деревьев 

(10 сек)

№3,8,14

Мы по улице бежим, мы от холода дрожим.

(10 сек)

№1,4,14

Мы спрятались от дождя под деревьями.

(10 сек)

№3,12,14

На площадке работают подъемные краны.

(10 сек)

№6,8,14

С севера подул холодный ветер .

(9 сек) 

№1,14

Учительница прочитала детям рассказ

(9сек)

№5,12,1

Приложение №2. Орфограммы

 Приложение №2

ОРФОГРАММЫ

 

№1 – Правописание безударной гласной в корне слова

№2 -  Правописание парных согласных

№3 – Правописание разделительного Ь знака

№4 – Правописание ЖИ-ШИ

№5 – Правописание удвоенных согласных

№6 – Правописание ЧА- ЩА

№7 – Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

№8 – Правописание разделительного Ъ знака.

№9 – Правописание имен собственных

№10 – НЕ с глаголами.

№11 – Правописание непроизносимых согласных

№12 – Правописание Ь знака для обозначения мягкости

№13  - Правописание ЧУ- ЩУ

№ 14 – Правописание слов с предлогами