Тема урока: «Золотая осень»


Предварительная работа:

  • чтение и разучивание стихов, пословиц, хороводов по теме “Осень”;
  • беседы о том, как звери осенью готовятся к зиме, какие изменения происходят в природе;
  • рассматривание осенних пейзажных и сюжетных картин;
  • творческие домашние задания для детей и родителей по созданию совместных работ;
  • создание индивидуальных и общих композиций из шишек, косточек, семян, травы, листьев, веток.

Задачи

Образовательные:

Учить называть

  • признаки осени основные приметы осени;
  • что происходит с деревьями, как изменилась трава, какую одежду выбирают люди для прогулок;
  • какие подарки людям принесла осень;
  • значение слова «листопад»;

Учить отвечать на «проблемные» вопросы предложением.

Коррекционные:

  • формировать  фонематическое восприятие, грамматический строй, расширять словарный запас, развивать связную речь;

Развивающие:

  • развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать мелкую моторику в работе с су- джок;
  • развивать интерес к художественному слову при прослушивании стихотворений.

Воспитательные:

  • воспитывать активность и самостоятельность;
  • воспитывать умение слушать и слышать педагога.

Здоровьесберегающий компонент:

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • элементы су- джок терапии, музыкотерапия.
  • беседа о том, надо ли убирать на зиму опавшую листву из-под деревьев, сжигать её? Какой вред, какая польза? 

Цель урока:

  • дидактическая: обобщение и систематизация наблюдений в природе, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;
  • коррекционная: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в составлении и тактильного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
  • воспитательная: воспитание эмоциональной адекватности поведения, повышение мотивации к учению, желание познавать окружающий мир.

Оборудование: кабинет оформлен по теме «Осень», листочки для упражнения «Листопад», картинка с наложенными изображениями листьев, пословицы, загадки, разрезные  сюжетные картинки, предметные картинки фруктов и овощей, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, звукозапись, шарики су – джок.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь».

Логопед читает стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется. (М. Ходякова)

Логопед предлагает детям посмотреть в окошко.

 - Скажите, пожелтели листья на наших деревьях?

А какое небо? Хмурое?

Часто ли идет дождик?

Значит, какое наступило время года?

Сегодня мы ребята будем говорить про осень.

Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)

 

Л: Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.)  
Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом. 

 

II.   Развитие длительного направленного плавного выдоха.

Упражнение «Листопад»

Логопед приглашает детей к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему листьям. Листья находятся на уровне рта ребенка.

Л. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.

Логопед медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3—5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

 

III. Работа над словообразованием.

Измените по образцу:

  • Лист клена – кленовый лист
  • Лист березы –
  • Лист дуба –
  • Лист осины –
  • Лист рябины –

По ходу изменения слов демонстрируются листья данных видов деревьев.

 

IV.   Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?»

Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика на­рушений письменной речи.

Логопед приглашает детей пройти к наборному полотну и пред­лагает им встать полукругом, а на наборное полотно помещает кар­тинку с наложенными изображениями листьев (рис. 1).

Л. Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвес­ти изображение пальцем.

Рис. 1

 

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

Обводит изображение пальцем.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение пальцем.

3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение пальцем.

4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он.

Обводит изображение пальцем.

Л. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы от­лично справились с ним.

 

Су –Джок терапия: « Волшебный шарик»

Этот шарик непростой,         -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        - (накрываем правой ладонью)


Будем с шариком играть      - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          -(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем. 

Раз катаем, два катаем           -(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           -(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       -(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с       текстом в правой руке)

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. ( Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки. 

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём. 

 

V. Беседа по теме «Осень золотая»


Л: Если на деревьях листья пожелтели, 
     Если в край далекий птицы улетели,
    Если небо хмурое, если дождик льется, 
    Это время года осенью зовется.


Как можно узнать, что за окном гуляет осень?

Дети: (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улететь на юг, дети надели теплые курточки, сапожки…)

Л. Какой сейчас осенний месяц?

Дети. Октябрь.

Л. Как называют в народе октябрь?

Дети. Золотой октябрь.

Л. Почему он золотой?

Дети. Листья на деревьях желтые, красные.

 

Работа с пословицами.

Л. Пословица: Октябрь то плачет, то смеётся.

Приметы: Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

– Когда можно сказать, что осень наступила?

– Вспомните признаки осени и назовите их по порядку.

Дети. Солнце не так сильно греет.

– Исчезают насекомые, улетают на юг первые птицы.

– У деревьев и кустарников желтеют листья.

– Люди одеваются теплее.

– Идет уборка урожая на полях, в садах и огородах.

 

VI. Физкультминутка

Л. «Листочки».

Мы листики осенние,                                 
На ветках мы сидели,
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на место снова сели.

 

VII. Дидактичекая игра «Собери картинку».

Л. У каждого ребёнка на столе лежит конверт с разрезной сюжетной картинкой. Логопед предлагает собрать картину и составить по ней предложение (демонстрация иллюстрации логопедом).

Картинки даются с разным уровнем сложности.

Л. Какие работы ждут человека в период осени в садах и парках? Надо ли убирать на зиму опавшую листву из-под деревьев, сжигать её?

Дети. Нет.

Л. Почему нельзя?

Дети. В листве обитают различные полезные микроорганизмы, она утепляет корни деревьев, а дым загрязняет воздух.

 

VIII. Игра «Собираем урожай».

Л.Как у нас грядке прячутся загадки,
   В огороде погуляй и загадки отгадай.
  Картинки с отгадками выставляются на доску.


Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель.)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь.)

 

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук.)

 

Сладкое румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало. (Яблоко.)

 

Кто на свете всех полезней?
Лечит нас от всех болезней. (Чеснок.)

 

В земле сидит,
Хвост вверх глядит,
И сахар можно добыть
И вкусный борщ сварить. (Свёкла.)

 

Головою вниз акробат повис,
На палке качается,
Сто дней не срывается. (Груша.)

 

Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидор.)

Л. В какое время года можно собрать такой богатый урожай?

Какой сейчас осенний месяц?

Как называют октябрь?

(Выслушиваются ответы детей.)

 

IX. Работа с  фланелеграфом.

Составление предложений по составленной картинке.

Посмотрите, какую картину мы с вами «нарисовали».

 Наступила осень. Дети вышли на улицу в курточках, сапожках. Рядом с домом был лес. В лесу на деревьях листья стали желтыми, красными, оранжевыми. Только елочки остались такими же зелеными. Мальчик собирает грибы в корзинку. Девочка собрала осенний букет. Маша с братом идут в школу. Под деревом сидит заяц. На небе плывет серая туча. Начался дождь.

Вопросы:

- Какое время года наступило?

 - Какую одежду и обувь вы видите на ребятах?

 - Куда пошли дети?

 - Какие листья на деревьях?

 - Что делают дети?

 - Кого увидели дети в лесу?

 - Почему детям пора домой?

 

X. Итог урока. Рефлексия.

Л. О каком времени года мы сегодня говорим?

Дети. Об осени.

Л. А именно о какой осени?

Дети. О золотой.

Давайте нашей осени подарим ковер из листьев, а какого цвета он будет, это зависит от вас.

Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберете листик желтого (золотого) цвета; если у вас остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберете листик оранжевого цвета, ну а если вам было неинтересно, скучно, то выберете листик красного цвета.