Тема урока  «Русские народные инструменты»
5 класс, 1 четверть, урок 4


Тема четверти: «Русская народная музыка»

Цель урока: знакомство с русскими народными инструментами.

Задачи:

1. Формировать представление о  русских народных инструментах

2. Познакомить с народной песней «Яблонька»

3. Развитие навыков сравнительного восприятия музыки при прослушивании

4. С помощью игры прививать интерес к музыке. 

Музыкальный материал: «Светит месяц» наигрыш; песня- игра «Яблонька»; песня «Во кузнице», изображение народных инструментах.

Тип урока: углубление в тему. 

Жанр урока: тематический.

Ход урока:

1.     Организационный момент. Музыкальное приветствие:

- Прозвенел звонок, начался урок! (с ноты «до» вверх поступенно и обратно)

- Добрый день, ребята!

2. Повторение предыдущего материала.

У. - На прошлом уроке мы с вами говорили о народной музыке, узнали что песни разделяются по жанрам

 – кто вспомнить, какие они бывают? ( Наводящими вопросами, если дети затрудняются в ответе, подсказать)

Д. – песни трудовые, солдатские, хороводные, лирические, игровые.

У. – сегодня мы продолжим тему «Народной музыки» и познакомимся,  с русскими народные инструментам.

3. Объяснение нового материала  

Конечно, вы знаете, что каждый инструмент имеет свой голос, свой тембр, то есть особую окраску. И каждый инструмент относится к определенной группе (семейству). В оркестре народных инструментов их четыре: духовые (рожок, дудочка, свирель) струнно-щипковые(гусли, балалайка, домра) , ударные( бубен, ложки, трещетки), язычковые (гармошка, баян, аккардеон).

Бывают составы, где только одни балалайки, про такие составы говорят однородные. А смешанные ансамбль входят разные инструменты (баян, гусли, рожок и.т.д.)

В России оркестр народных инструментов известны с 12в. Играли на пирах, праздниках, свадьбах, во время погребальных обрядов, сопровождали пение, пляски. Давайте послушаем игру народных инструментов.

Слушают наигрыш «Светит месяц»

У. – Какие музыкальные инструменты, вы услышали?

Д. -  балалайку, ложки, гармошку, трещетки, гусли и.т.д.

У. -  какое настроение имеет произведение?

Д. – задорный, светлый, веселый, быстрый

У. – подскажите, вы услышали песню или наигрыш?

Д. – у песни есть слова, а здесь их не было.

У. – это был наигрыш, когда играют только музыкальные инструменты

У. – как вам кажется, под эту музыку удобно петь, танцевать или маршировать?

Д. – танцевать, плясать

У. – Сейчас я покажу как играют на ложках. А потом вместе попробуем сыграть, запоминайте рисунок.  Звучит народная песня «Во кузнице». ( игра простым ритмами удар по ложкам, затем двойными, удары «маятник» скользящие удары. (Разучивание по показу учителя)

У. – молодцы ребята, все постарались. Если вы окажетесь на празднике в городе или дома, то вы можете показать как можно играть на ложках.

У.- а сейчас разучим песню «Яблонька». Это не просто песня, а песня- игра, по ходу текста мы будем изображать движения, о чем рассказывается в песне.

У.- Разучивание мелодии песни и текста. Инсценировка песни.

Дети образуют круг, на середину выходит девочка-яблонька. Ее имя называется в песне, и она вместе детьми изображает движения по тексту. Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Мы посадим яблоньку

На горе, на горе,

Наша яблонька расцветет

По весне, по весне.      

Вырастай, яблонька,

Вот такой вышины;

Распускайся, яблонька,

Вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька,

В добрый час,

Потанцуй, Настенька,

Поскачи для нас.

А мы нашу яблоньку

Все трясти будем,

А мы сладко яблочки

Собирать будем.

А мы нашу яблоньку

Все пощиплем.

Да от нашей Настеньки

Убежим вихрем.

При словах « Все пощиплем» приближаются, щиплют девочку и тут же разбегаются. Девочка – яблонька бежит ловит; кого поймает, тот становится на ее место.

4. Закрепление нового материала  

У. – Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы будете их отгадывать.

Треугольник, три струны –

Звуки разные нужны (балалайка)

Деревянные пластинки,

Разноцветные картинки,

Стучат, звенят –

Плясать велят! (трещотки)

Ну –ка, кнопки нажимай

И тихонько подпевай.

Растяни меха немножко

И сыграй нам на …(гармошке)

За обедом суп едят

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестрички  (ложки)

У.- Ребята, молодцы, отгадали все загадки  с музыкальными инструментами.

У. – Вы обратили внимание, что загадки использовались с русскими народными инструментами? Запомните их.

Д .- Да

5. Подведение итогов

А теперь, ребята, назовите мне русские музыкальные инструменты, которые вы запомнили на уроке ( называют: ложки, балалайку, домру, гусли, гармошку).

У. – Какие группы народных инструментов вы запомнили? ( называют: духовые, ударные, язычковые, струнно-щипковые. Если затрудняются в ответе, учитель показывает как играют на инструментах, дети называют)

У.- какую песню-игру разучили на уроке? (дети отвечают: «Яблонька»

 У. – Наш урок закончен. Вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы. До свидания, ребята!

  

Самоанализ урока

Цель данного урока – познакомить и закрепить у учащихся знания о русских народных инструментах.

Мною были поставлены следующие задачи – формировать представление о русских народных инструментах,  познакомить с народной песней, уметь сравнивать по тембру русские народные инструменты, с помощью игры поддерживать интерес к музыке.

Структура урока была следующая:

Организационный момент

Повторение пройденного материала

Объяснение нового материала

Закрепление материала

Подведение итогов

Организационный момент состоял из музыкального приветствия учителя и учащихся.

В повторении предыдущего материала учащиеся вспомнили жанры народных песен.

При объяснение нового материала ребята настроились на серьезную работу. На уроке дети узнали о  русских народных инструментах, о том, что они делятся на группы, увидели их изображение (наглядное пособие), услышали звучание народных инструментах. После  прослушивание русского наигрыша, состоялась беседа в форме «вопроса- ответа» . Далее дети увидели  способы  играть на русских ложках. Учащиеся старательно повторяли способы игры на ложках, на этом этапе урок затянулся. Потому что надо было проиграть и услышать каждого ученика. Затем разучили народную песню, которую надо было при каждом куплете показывать движение по тексту (инсценировка песни). Дети справились с заданием.

Закрепление нового материала прошла в игровой форме в виде загадок о русских народных инструментах.

Подведение итогов, мы еще раз повторили выученные новые знания за урок.

Оформление и оборудование состояло из русских народных инструментах,  музыкального материала (песенного и слухового) , загадок подобранные по теме. 

В ходе урока переключались на разные виды деятельности (беседа, пение, обсуждение, игровые моменты, отгадывание загадок, слушание). Это позволило уроку пройти интересным и насыщенным.

Работа учащихся  на уроке была активной, дисциплина хорошей. При игре на ложках, сильные  дети помогали слабым, показывая как правильно держать и играть на ложках.

Я считаю, что поставленные мною цель была достигнута. Поставленные задачи решались в процессе урока. Учащиеся познакомились с русскими народными инструментами, послушали их в записи, поиграли на ложках, отгадали загадки об инструментах. С помощью игры поддерживалась особая атмосфера на уроке, что поддерживала интерес к музыке, развивалась фантазия и сообразительность.

Этапы урока были спланированы. Время на всех этапах было использовано рационально. План урока реализован. Считаю, что урок прошел удачно.