Тема: "Сергий Радонежский"

 

Учитель: Сыпачева Н.А.

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Дата проведения:

Цели:

  • рассказать о жизни святого Сергия Радонежского; дать
  • краткие сведения о жизни святого; подчеркнуть его роль в Куликовском сражении.
  • развивать интерес к  предмету;
  • совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, находить главное,  составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.
  • воспитывать чувство уважения к истории, внимание, аккуратность.

Материалы: иконописное изображение Сергия Радонежского, иллюстрация «Сергий Радонежский встречает Дмитрия Донского», мультфильм «Лебеди Непрядвы».

 

Гость: Котов Д.М. (отец Дмитрий диакон храма Спаса Нерукотворного  г. Долгопрудный)

 

Ход урока.

 

I. Оргмомент.

Учитель: - здравствуйте, ребята! Садитесь.

 

II. Вступительная беседа.

Вводное слово учителя.

Учитель:  - Монголо-татары захватили и разорили русскую землю. С какой целью они приходили на Русь?

- ограбить, захватить мастеров и женщин в плен.

Учитель: - правильно, а пытались ли м-т уничтожить  веру?

- Нет.

Учитель: - м-т с уважением относились к чужой вере, они не преследовали Христианскую церковь. Сегодня мы поговорим о великом святом Сергии Радонежском и значении его Руси.

 

III. Объявление темы урока.

        Тема урока:   Сергий Радонежский.                            (Запись в тетрадь)

 

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.  

Учитель: - Мирское имя Сергия Радонежского – Варфоломей. Он был из боярской семьи. С детства он не имел успеха в обучении, но однажды…  О том, что произошло, вы узнаете из учебника и расскажете мне и нашему гостю. Стр. 262 абзац… читайте.

(чтение текста)

Учитель: - расскажите, что произошло с мальчиком и как это повлияло на его судьбу?

-  Он встретил старца, тот поговорил с ним. После этого Варфоломей стал хорошо учиться, придерживаться аскетичного образа жизни, соблюдать посты.

(пои необходимости дополнения учителя)

2. Рассказ учителя.

Учитель: - В 23 года Варфоломей  покинул свой дом. В 12 верстах от Радонежа, в глухом лесу он срубил себе келью и маленькую церковь. Принял постриг  и  имя Сергия. Церковь освятили  именем святой Троицы. Так появился монастырь Троице-Сергиева Лавра. Как узнали про монаха – отшельника, начали приходить к нему монахи, строили новые кельи, скоро их стало 12 человек. Молва о святой жизни Сергия  разнеслась. Он вел суровую жизнь, полную лишение и трудов. Всю свою жизнь он прожил в смирении и любви и учил этому других.

3.  Работа с репродукцией.

Учитель: опишите изображение.

- Высокий, худой человек, старый, бедно одет, но с добрыми глазами, прямым, открытым взглядом.

Учитель: - какими чертами вы бы наделили этого человека?

- Добрый, мудрый, справедливый, спокойный.

Учитель: - Однажды, Сергия Радонежского просили о прощении грехов.  На доске написаны слова Сергия Радонежского, которыми он ответил. Прочитаем их.

               « Я самый страшный из вас грешник»

Учитель: - Почему он так ответил?

- Он скромный, принимает на себя грехи людей, …

Учитель: - Именно поэтому он стал почитаемым святым, к нему с поклоном приходили от простого крестьянина до князя. Посмотрим эпизод мультфильма, где показана встреча Сергия Радонежского с Дмитрием Ивановичем . Вопрос: зачем пришел Дмитрий к Сергию Радонежскому?

4. Просмотр эпизода мультфильма  «Лебеди Непрядвы».

Учитель: -  итак, зачем пришел Дмитрий к Сергию Радонежскому?

- За благословением.

Учитель: - Получил ли он благословение и как ответил Сергий?

- Да. Сила Дмитрия в русской земле, природе, людях, вере.

5. Словарная работа.(келья, игумен, монах, благословение)

 

6. Рассказ Отца Димитрия о случаях из жизни святого.

Учитель: - а сейчас о жизни Сергия Радонежского вам расскажет отец Дмитрий.

(рассказ, истории из жизни святого)

Учитель: - Задайте свои вопросы о жизни святого Сергия Радонежского.

(дети задают вопросы)

Учитель: - Поблагодарим отца Дмитрия.

 

V. Первичное закрепление изученного.

Учитель: - кто изображен на портрете?

-  Сергий Радонежский.

Учитель: - Кто он?

- Игумен, основатель Троицкого монастыря, святой.

Учитель: - Какова его роль в борьбе с м.-т.?

- Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Учитель: - Почему к нему тянулись люди?

- Чист душой, полон веры, а в этом сила.

 

VI. Итог урока.

 Учитель: -   мы хорошо поработали, молодцы, узнали много нового,

                 интересного, за работу на уроке каждый получил оценку.

 

VII. Домашнее задание.

 Чит. Стр.260 – 264. ответить на 2,3 вопросы(устно)