Тема: «Использование системы Карла Орфа на уроке музыки»

Цель: всесторонне  развитие музыкальных способностей ребенка.

Задачи:

  • обучить разными способами воспроизведению эмоциональному исполнению песен
  • научить запоминать музыкальные термины, текст песен.
  • формировать речевые навыки, расширяя словарный запас.   
  • побудить к самостоятельному поиску звуковых образов с помощью игры на музыкальных инструментах.
  • через групповую форму работы обучить взаимодействию друг с другом

Прогнозируемые результаты:

  • развивается детская моторика - общая моторика рук (речевая моторика).
  • вырабатывается двигательная реакция на ритм,
  • развиваются речевые умения, речь становится более выразительной.
  • через художественный материал (авторский и народный) воспитывается музыкальный вкус.

          Этапы работы:

1)    Теоретическая часть (изучение материала по теме)

  • книга О.Т.Леонтьева «Карл Орф» М.Музыка,1984г
  • журналы  «Музыка в школе» разных годов издания,
  • сайты в интернете: meta- musik.ru./ www.orff.ru/  smartkids.ru
  • книга «Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа // сост. Л.А. Баранбойм, 1978
  • учебное пособие «Посвящение Карлу Орфу» Е.Забурдяева, Н.Перунова, вып.1 «Движение и речь», Невская нота, 2008.
  • Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом!
  • Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова» часть 1, изд-во «Книжный дом» - Минск, 1999.

2)    Практическая часть

  • Репетиции, индивидуальные занятия, доклады.
  • Выступления на школьных праздниках с использованием системы.

Срок выполнения – три года

2012 — 2013 — изучение материала по выбранной теме;

2013 — 2014 — использование методик на уроках,(«внедрение темы»);

2014 -  2015  — изучение результатов  и вывод по методической теме.  

 

Выбор методической темы неслучайна, она вытекала плавно из работы. Учась еще в институте, нам рассказывали обзорно об этой системе. Работая из года в год, какие-то знания стираются у каждого человека. Считаю, что человек всегда должен приобретать в работе новые знания, стремиться к этому, работать и изучать методические разработки других педагогов. Только так можно открывать для себя что-то «новое» и интересное. Особенно когда это пригождается в твоей работе. Сам процесс освоения знаний самостоятельно   захватывает и хочется пробовать это на практике с детьми. Посмотреть на результат, применяя именно методику К.Орфа на уроке. Так началась моя методическая работа над темой.

Для меня первостепенной на момент выбора этой темы, подтолкнула что дети в классах были с разнообразными нарушения речи, дети плохо интонировали простейшие мелодии, на уроках были пассивны, с плохой артикуляцией. И началась работа по поиску методик, литературы, учебных пособий.  Ведь задача любого педагога, помочь каждому ребенку найти свои , доступные формы общения с музыкой и заложить фундамент музыкального обучения для развития и совершенствования  в будущем. Основа концепции системы Карла Орфа состоит из импровизационного музицирование. Которая включает пять элементов это:

1)    Речевые упражнения

2)    Поэтическое музыцирование

3)    Музыкально- двигательные упражнения

4)    Игра с инструментами

5)    Элементарный музыкальный театр

 

За учебный год, набирала литературу и информацию по теме с разных источников (книга О.Т.Леонтьева «Карл Орф» М.Музыка,1984г., журналы  «Музыка в школе» разных годов издания, сайты в интернете, узнала о семинарах и курсах повышения квалификации которые проходят  в Москве по системе К.Орфа).

Были прочитаны статьи и книги немецкого педагога и сделаны пометки на  упражнениях, для использования на уроках музыки.  Планируется на 2013-14 учебный год посещение семинаров или курсов повышения квалификации по методической теме.

За второй год работы по методической теме, были изучены музыкальные программы, рекомендованные Министерством образования. Продолжая искать разнообразные литературные источники, в Интернете нашла несколько методик на основе системы Карла Орфа, это пособия Т.Э. Тютюнниковой, Е.Забурдяевой, Т.Боровик. Для меня это был как  «клад» в хорошем смысле слово.

Было изучено   и выбраны на урок  упражнения, игры, задания, которые можно применить на  уроке, потому что в процессе работы сами авторы писали, что их можно упростить, варьировать, изменять.  Много роли отводится  игровым технологиям, педагог планирует ход урока, оставляя место для импровизации, самовыражению. Это и понятно, ведь методика рассчитана на детей от 3 лет, для развития музицирования.

Обзор изученной литературы:

Книга Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова» адресована в большей степени преподавателям музыкальных школ, в изучении предмета «Сольфеджио», воспитателям, родителям, студентам. Оформлена необычна, как индивидуальная  тетрадь по музыке, где ребенок со взрослым   может писать, раскрашивать рисунки, приклеивать картинки в увлекательной форме. Для своей работы из этой книги выбрала разделы: «чтение с мимическими картинами», «пение по графической записи», «пальчиковые игры» задания просты, увлекательны  и интересны. На основе «пение по графической записи» можно брать любую песню, особенно в «трудных местах»  и сделать ее доступной для детей начальной школы.

Учебное пособие «Посвящение Карлу Орфу» Е.Забурдявой,Н.Перуновой вып.1. В своей работе использовала: «логопедические и фонопедические задания», «простейшие ритмические оркестровки». В пособие авторы подробно описывают ход выстраивания заданий, хорошо описан как использовать звучащие жесты в работе.

Книга Т.Э.Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом!» знакомит с разными музыкальными инструментами деревянными, стеклянными, металлическими, бумажными, ударными инструментами. Описано из чего можно сделать инструменты дома из подручных средств. Примеры  использования классических произведений с шумовыми инструментами. Считаю, интересным и необычным форма исполнения и сочетание классической музыки на школьных мероприятиях.

На третий год работы над темой, завершая ее, пришла к выводу, что я не ошиблась в выборе темы. Работая и внедряя  системно выбранную тему, получила огромный опыт как работы с детьми, так и практический опыт работы по данной теме. Результаты были высокими, ученики в процессе работы откликались   положительно, эмоционально, задания для них были необычны. Хотя порой были затруднения, от заданий «твоя версия ритмического рисунка» подбор ритмического аккомпанемента к музыке (импровизаций). Это были первичные задания, когда только начала внедрять частично задания,   (первые занятия) из подобранных пособий.

Хотеться отметить тот факт, в ходе работы, сам процесс настолько увлекательный и интересный, что с детьми необходимы такие занятия. Кто решится повторить опыт по системе Карла Орфа, увидят (ощутят) изменения  происходящие с учащимися. Задания к урокам подбирала контрастные, но систематически, возможно по этому, я получила тот результат, который имею. 

План внедрение методической темы

Внедрение системы Карла Орфа вижу в последовательности использования на уроке музыки в начальной школе, а именно с 1класса. Для изучения берется: речевые упражнения, игры с инструментами, музыкально- двигательные упражнения. Методическим пособием за основу берется «Посвящение Карлу Орфу» Е.Забурдяевой, Н.Перунова, выпуск 1 «Движение и речь». Так же книга Тютюнниковой Т.Э «Бим! Бам!Бом» для игры с инструментами.

Примерный план работы

педагога над темой самообразования

 

этапы

содержание работы

сроки

форма представления результата

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

первый год работы над темой

собеседование с руководителем МО

2. Постановка проблемы.

3.Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме.

II. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

первый год работы над темой

выступление на заседании МО

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

III. Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

второй год работы над темой

открытые уроки, выступления на заседании МО

2. Формирование методического комплекса (в свою капилку)

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

IV. Обобщающий

1. Подведение итогов.

третий год работы над темой

выступление на заседании методического совета, на заседании педагогического совета

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов.

V. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

в ходе дальнейшей педагогической деятельности

реферат, индивидуальный творческий проект, методические рекомендации и др.

2. Распространение опыта.