«Роль музыки в воспитании  детей»

Роль музыки в жизни человека (ребенка).

Музыкальное искусство, сильно воздействует на человека и занимает большое место в культурном развитии ребенка. Она открывает мир положительных эмоций, побуждает добрые чувства в человеке, делает его лучше, благотворно влияет на художественное, слуховое ощущения. Слушая музыку, постигая эту красоту, ребенок учится ценить её и в жизни, и в отношениях.

Интерес и любовь к музыке, позитивно влияет на ребенка и формирует его личные качества, художественный вкус. Не случайна, с давних времён музыка была важнейшим средством воспитания и источником эстетического и духовного наслаждения.

Музыка позволяет:

  • Усилить воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображения, чуткость, выражает способность сопереживать.
  • Обогащает музыкальные впечатления детей и снимает стресс.
  • Развивает музыкальные способности.
  • Через собственное, личное исполнение позволяет глубже прочувствовать музыку, понять её смысл.
  • Развивает волю, стремление к достижению цели, воспитывает трудолюбие.
  • Музыка дает возможность быстрого управления настроением класса, поскольку может оказывать как успокаивающее, так и стимулирующее воздействие.

Возможности музыки:

Например:  Если вашему ребёнку необходимо выучить стих, попробуйте во время изучения, включить негромкий, спокойный музыкальный фон, и вы увидите, насколько быстро ребёнок запомнит нужную информацию. Кроме того, материал выученный таким образом (способом) сохранится в памяти дольше. Вспомните методику, 70-х годов 20 века, изучения под музыку алфавита иностранного языка.

Как влиять и воздействовать на детей при помощи музыки?

Как и любого ребёнка, нужно воспитывать постоянно, а вместе с тем уважать его как ЛИЧНОСТЬ. Великий русский  невропатолог  и психолог -  Бехтерев в своих работах достаточно много писал о  влиянии музыки на физическое состояние организма, активно пропагандируя ее как средство борьбы с переутомлением, ссылаясь на ряд факторов, когда люди снимали переутомление исключительно благодаря нежным, спокойным звукам музыки. Ученый утверждал так, чтобы вывести человека из того или иного  негативного состояния, он рекомендовал слушать музыку с ординарным, без смены характера музыки.

При помощи музыкального фона, можно управлять состоянием человека и оказывать тонизирующий воздействием на эмоциональную сферу ребенка. Это даёт положительный эффект.(Романсы, песни, а из композиторов –классиков: Бах, Вивальди, Моцарт, Гайдана ).

Здесь уместно вспомнить  о большом влиянии здравоохранении , которая широко используется во многих санаториях и клиниках - это всевозможные виды лечебной ритмики и физкультуры. Музыка и движение, движение под музыку, «много действий, много движений» особенно у младших школьников, для них необходимо использовать на уроках, короткие паузы, насыщенные физическими упражнениями под музыку(это увеличивает приток кислорода к мозгу, чрезвычайно полезна). Музыка дарит детям радость, позволяет выразить себя с помощью пения, танца, игры на музыкальных инструментах.

Для детей есть авторские программы, которые можно применять в работе, называется «Психологический театр» - программа гармонизации личности театральными средствами. Применять в работе игровые формы  (для выработки внимания, усидчивости у детей). Например:   игра «Добрые слова». У взрослого в руках мяч,  он говорить соседу добрые слова, пожелания и передать ее другому соседу и.т.д. по кругу. Игра «Передай мяч» - снять излишне двигательную активность. Сидя на стуле или стоя в кругу, играющие как можно быстрее передают мяч друг другу, не уронив его. Можно усложнить задание с закрытыми глазами или передавать повернувшись спиной в круг.

Релаксация. Спокойная музыка, дети ложатся на  коврик. Закрывают глаза, им предлагается представить, что они на берегу синего озеро, лежат на песке и.т.д. взрослый читает подобранный текст для релаксации.

Станиславский: «Музыка может всё, она выманивает любые чувства, ей подвластны любые состояния, если это именно та музыка, которая нужна сию минуту и, если эту музыку суметь услышать»

 

Литература:

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Владос-Пресс, 2005.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя –музыки. – М.: Владос, 2002.
  3. Вескер А.Б. Открытая занавес урока. – М.: ЦГЛ, 2004.