Советы учителям

 

Формирование и совершенствование

навыков правильного и осознанного чтения

у детей с нарушением интеллекта

посредством  

логически выстроенной системы упражнений

 

Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг.

Реальная же практика показывает, что дети не владеют на достаточно высоком уровне этими умениями (навыками). А обучать чтению – значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека.

К.Д.Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать - это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить, а через это прививать интерес к чтению».

Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

  1. Зрительное восприятие графического образа слова.
  2. Воспроизведение звукового образа слова.
  3. Понимание значения слова.

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г. Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети  искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием  и осмыслением.

Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на правильность и осознанность чтения.

Навык чтения требует длительного времени для своего совершенствования. Выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации. В начальных классах проводится работа по двум этапам:

  • Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.
  • Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами, при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 4 классе.

Особенность формирования навыка правильного чтения связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения с развитием поля чтения. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста.

Изучая навыки чтения детей с нарушением интеллекта я обращаю внимание на то, как ученики читают вслух или про себя, так как одним из требований программы коррекционной школы VIII вида является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Чтение вслух – это чтение для других. Как свидетельствуют исследования  З.Н. Смирновой оно является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста.

Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Чтение молча обеспечивает развитие любви к книгам.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой гимнастики надо проводить 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро).  Она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции.

Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой направленности и характера упражнения. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевую гимнастику проводят сидя или стоя.

Речевая гимнастика включает:

  • упражнения для дыхания;
  • упражнения по модуляции силы голоса;
  • упражнения по отработке интонации, темпа речи;
  • упражнения по совершенствованию выразительности речи;
  • упражнения   по   совершенствованию   произношения (звукопроизношения и дикции).

 

Приведу примеры речевой гимнастики.

Учимся регулировать дыхание

Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринужденно, не при­касаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встает лицом к классу и показывает, как следует набирать воз­дух в легкие и как при выдохе медленно расходовать его; обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бес­шумно и легко.

Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счет «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе читают до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова математика, электричество. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал четко и с та­кой же силой, как начало.

Отработка произнесения гласных звуков.   

1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся       тренируются    хором.

Э→А→О

2) Даю сочетания:

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоми­нает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, эко­номно его расходовали для того, чтобы прочитать предложе­ние от начала до конца, не прерываясь.

Учимся говорить ясно, отчетливо

Для того чтобы научить детей говорить ясно и отчетливо, необходимо выполнять следующие упражнения, направ­ленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты.

Например:

Мы-шонку щеп-чет мышь:

- Ты все шур-шишь, не спишь!

Мы-шо-нок шеп-чет мыши:

- Шур-шать я бу-ду ти-ше.

Все виды упражнений подобного характера можно сочетать с программным материалом раздела «Звуки и буквы» по русскому языку. Например, при изучении дифференциа­ции звуков [с] — [з] после уточнения произношения указанных звуков и упражнений на сравнение используют следую­щую чистоговорку:

Укусила пса.

В самый нос оса.

Захотелось псу

Съесть осу.

А оса спаслась —

Унеслась!

Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:

В   З   Ж    Г   Б   Д

↓    ↓    ↓    ↓    ↓   ↓

Ф  С   Ш   К   П   Т 

Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ

Учимся говорить быстро, медленно

Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения,  цель  которых заключается  в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует    совершенствованию   дикции.    Кроме   того,   такие упражнения  помогают развитию  слухового  восприятия  и способностей к звукоразличению,  совершенствованию артикуляции.

Эти виды работы включают использование скороговорок (например, «На дворе трава, на траве дрова»; «У Сени и Сани в сетях сом с усами»; «Сеня вез воз сена»), а также сти­хотворений, например:

Все клены стали рыжие,

И не один не дразнится.

Раз все равно все рыжие —

Кому какая разница?

Учимся говорить громко, тихо

Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др. Некоторые упражнения для речевой гимнастики име­ются в методическом аппарате учебника по чтению.

Чтение шепотом и медленно:

а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ры-ры-ры – летают комары.

б) Чтение тихо и умеренно:

арка-арца     арла-арча

арта-арда      арса-аржа

в) Чтение громко и уверенно:

гарь-парь-жарь

дверь-зверь-червь

Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, от­водимое на чтение .каждым учеником. Этот этап включает:

  • чтение слоговых таблиц различных модификаций;
  • чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов,   дополнительных,   облегченных   текстов,   доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением ин­теллекта;
  • чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения.

Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

Для формирования навыка правильного чтения можно использовать следующий ряд упражнений:

1 группа: упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.

1. Игра «Фотограф».

На ленте 5-6 букв из текста, читаемого на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово учитель убирает. Спрашивает детей: Что изменилось? Какое слово исчезло?

2. За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву «д»). Первый вариант – в первом абзаце (6 слов), второй вариант – во втором абзаце (3 слова). Текст: Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

3. Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», так как она согласная).

4. Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро («кы», так как остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).

5. Раздели слова на 2 группы:

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока;

1 группа – «Домашние животные»

2 группа – «Птицы»

б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

1 группа – «Животные»

2 группа – «Овощи»

2 группа: упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел – мель, мыл – мыль, мал – мял, мышка – мишка, мишка – миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, масло – смола, мошкара – ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания: приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое.

4. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

5. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

Пе-ре-ло-жи-ла   - переложила

По-про-щал-ся  - попрощался

По-гля-ды-вал – поглядывал

6. Чтение скороговорок-перевёртышей

Акнёноров аноров алинороворп

Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает пони­мание смысла как отдельных слов и выражений, так и все­го произведения в целом, его идеи, образов и роли художе­ственных средств.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.

Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если  будем читать слишком быстро или слишком медленно».

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

  • подготовка  к  первичному  восприятию  текста  (всту­пительное слово учителя, возможное использование наблюде­ний за явлениями и предметами окружающей действитель­ности);
  • установка на целенаправленное восприятие текста;
  • первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и сло­весных средств обучения;
  • беседа в связи с разбором частей текста и всего расска­за (установление  последовательности  событий,  причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимо­связи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определе­ние существенных черт их характеров, сопоставление геро­ев, оценка их поступков);
  • словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
  • работа   над   планом   (словесное   рисование   —   иллю­стрирование текста, драматизация;  озаглавливание каждой части рассказа,  коллективная работа с  учителем — деле­ние текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков   после   деления   текста   учащимися   на  части);
  • пересказ  (ответы  на  вопросы,   пересказ,  близкий  к тексту);
  • разбор жизненных ситуаций;
  • заключительная, обобщающая беседа.

Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержа­ния частей и произведения в целом; словарная работа; мате риалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над со­ставлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.

Упражнения для развития навыка осознанного чтения

1 группа: логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2. Назови одним словом.

Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.

3. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.

Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

5. Какая буква, слог, слово лишние?

а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

2 группа: игры со словами.

1. Игра «Найди слово в слове».

Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).

2. Игра «Кто как кричит».   

Гусь – пищит

Утка – кудахчет

Курица – гогочет

Петух – крякает

Цыпленок – кукарекает

3. Игра «Назовите родителей»

У цыпленка – утка              У утенка – гусыня, гусак              У гусенка – курица, петух

4. Составь слова из данных букв.

у, х, л, к, п, е, с, о

5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.

          И  РА

          Г  РЯ 

          М  ША

6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.

З_М_К

 М  Р  З

7. Разбор значений слов-синонимов:

 ключ – родник,

 воин – солдат- боец,

 зябнуть – стынуть- мерзнуть,

 забор – изгородь- плетень,

 стеречь – охранять-караулить- сторожить,

 храбрый – смелый- отважный- мужественный

8. Измени слова по образцу:

кленовые листья – листья клёна

городские улицы - …

сосновый запах - …

сделан из камня – каменный

сделан из бумаги - …

сделан из соломы - …

3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.

2. Составь предложения к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …

4 группа: работа с текстом (учебник).

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
  2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
  3. Зачитай ответ на 2-ой вопрос.
  4. Задай вопросы по тексту или по части текста.
  5. Определи сколько частей в тексте.
  6. Работа над заголовком.
  7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  8. Составление кроссвордов по тексту.
  9. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  10. Пересказ по вопросам и без них.
  11. Составление плана текста.
  12. Подбор иллюстрации к тексту.
  13. По иллюстрации определить содержание текста.
  14. «Разрушенные тексты».
  15. Наведи порядок.
  16. Определение главной мысли текста по заголовку
  17. По иллюстрациям к тексту определить его содержание.