Причин может быть несколько:

1. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.

Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

2. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.

Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

3. Плохо развитый фонематический слух.

Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.

4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.

Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.

 

Причины речевых нарушений

 

1. Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей:

 

  • профессиональные «вредности»,
  • наркомания,
  • алкоголизм и курение,
  • аборты.

 

2. Неблагоприятные факторы, влияющие на будущую речь ребенка во время беременности:

 

  • токсикозы беременности,
  • острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.),
  • резус конфликт,
  • падения и ушибы матери во время беременности,
  • курение и алкоголизм непосредственно в период беременности,
  • стрессовые ситуации, связанные с распадом семьи, смертью близких родственников и др.,
  • осложнения при родах.

 

3. Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития:

 

  • травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга,
  • воспалительные заболевания головного мозга (менингит),
  • недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха,
  • приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм),
  • наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей.

 

 

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.