Логопедическая служба школы

Цели и задачи работы:

  1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи (чтения и письма) детей.
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми (коррекционных) общеобразовательных программ.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.

Основные направления работы:

  1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
    • развитие артикуляционной моторики
    • речевого дыхания
    • постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков
  2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.
  3. Обогащение активного и пассивного словаря.
  4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.
  5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

Особенности логопедического сопровождения учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида

Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах,  включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

  1. В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
  2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  1. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
  2. Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гольперин, Д.Б.Эльконин).

В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.

Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.  Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам. 

Этапы формирования речевых действий:

  1. Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета).
  2. Выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух).
  3. Выполнение действия во внутреннем плане (по представлению).
  4. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
  5. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
  6. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
  7. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
  8. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
  9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.