ИКТ в воспитательной работе педагога-организатора

 

В век компьютерных технологий трудно себе представить воспитательный процесс без использования современных коммуникаций. Компьютер стал неотъемлемой частью в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания.

Использование новых информационных технологий в школе дает преимущество не только в работе учащихся, принципиально меняется и деятельность самого педагога. 

Приведу примеры положительных сторон для учащихся:

  1. Повышается интерес к  учебному материалу и процессу его получения и усвоения, возрастает мотивация учебной и воспитательной деятельности.

  2. Осуществляется дифференцированный подход.

  3. Увеличивается объем информации переданный и усвоенный за одну единицу времени.

  4. Облегчается процесс контроля и оценки знаний.

  5. Развиваются привычки учебной и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

  6. Изучения компьютерных программ, применение этих знаний в жизненной практике.

  7. Развитие  творчества, самовыражения,

 

Для педагога я вижу такие положительные стороны внедрения в деятельность  ИКТ:

  1. Расширенный доступ к научно-методической базе.

  2. Использование в своей работе накопленного и опробированного педагогического опыта других педагогов.

  3. Возможность самообразования.

  4. Систематизация своего педагогического опыта и т.д.

 

Первое, что лежит на поверхности, когда мы обращаемся к компьютеру во внеурочной деятельности – это то, что с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в школе.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. это совокупность методов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости её использования, а также для повышения её надёжности и оперативности.

  2. это процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер.

Далее рассмотрим те возможности, которые дают нам компьютерные технологии.

  1. Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
  2. Компьютер как средство поиска информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учета посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.
  3. Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видео-архивы.
  4. Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, школьные газеты, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины и т.д.
  5. Компьютер как средство коммуникации – сайт, электронная почта и т.п.

 

Необходимость использования компьютерных технологий в школе очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов ее получения и использования, на что, в первую очередь, направлены компьютерные технологии, сколько он предполагает личностное общение педагога с учеником и основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

     

В своей работе педагога-организатора я отвожу особую роль использованию ИКТ и определяю следующие направления использования (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий:

  1. Использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет;
    (при подготовке к различным мероприятиям, праздникам, акциям, тематическим неделям я часто беру картинки, сценарии, анимации, презентации, музыку, стихи и т.д. в базе Интернет, перерабатываю их и использую в своей работе).

  2. Адаптация готовых презентаций;
    (для наилучшего восприятия нашими детьми какой-либо  информации мне иногда приходится готовые презентации «переделывать»: убавлять количество слайдов или количество информации; добавлять различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделять нужное цветом; включать слайды с текстом стихов, песен).

  3. Создание своего методического продукта в программе Power Point; Movie Maker;
    (за период   работы педагогом-организатором в нашей школе я создала презентации к таким мероприятиям, как «День учителя», «8 марта», «23 февраля», «9 мая», «Последний звонок», «Лейся песня по родным просторам», «День Матери», «Масленица» в рамках празднования 65-летия Великой победы мною созданы такие презентации, как: «Все для фронта, все для победы», «Годы священной войны», « Блокада Ленинграда»,  «Битва под Москвой».

  4. Использование тематических видеороликов;
    (с целью лучшего усвоения материала, развития познавательной активности наших детей я включала в некоторые из презентаций видеоролики, например: «Парад Победы», ролики по безопасности жизнедеятельности, к  юбилею МЧС, ПДД и т.д.).

  5. Овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях;
    (для воздействия на зрительные анализаторы в своих презентациях я часто использую анимацию: ребята заметно оживляются, смотрят на экран с интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).

  6. Использование в воспитательном процессе детских работ;
    (итоговой работой Василева Дмитрия стала Презентация  «9 Мая», она была показана на общешкольном мероприятии, и несколько выездных показов в школах и социальном приюте г. Лобня).

 

Использование мультимедийного проектора позволяет мне организовать работу над речевым материалом более доступно, так как отпадает необходимость в написании многочисленных табличек, схем, название или сам текст стихов, текст песен, игр, заданий. Отпадает необходимость создавать словесные образы предметов, эмоциональный фон.

Это даёт возможность детям с различными особенностями в развитии легче воспринимать  смысл, содержание.  Благодаря использованию мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в мероприятие. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Исходя из опыта работы, считаю, что разумное использование в воспитательном процессе наглядных средств играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников. Действительно, использование мультимедиа на моих мероприятиях позволяет хоть чем-нибудь „зацепить“ каждого обучающегося, насытить мероприятие разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его ярче и насыщеннее.

В заключение хочется заметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.